сумма по договору выбрана
Сумма по договору выбрана
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Необходимо ли документально оформлять расторжение контракта с неопределенным объемом, заключенного в соответствии с п. 24 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (то есть контракты, где присутствуют максимальное значение цены контракта и цена за единицу товара (работы, услуги), если услуги по контракту оказаны не полном объеме и потребность в дальнейшем их исполнении отсутствует?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик не обязан расторгать упомянутый в вопросе контракт. В случае исполнения такого контракта надлежащим образом его расторжение невозможно.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Размеры авансовых платежей при заключении госконтрактов
Автор: Мухин С.Р., эксперт журнала
При заключении договора стороны определяют условия сделки, в том числе порядок расчетов. Право на предварительную оплату товара установлено гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. 487 ГК РФ в случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи его продавцом (предварительная оплата), покупатель должен внести плату в срок, определенный договором, а если такой срок договором не определен – в разумный срок после возникновения обязательства.
В статье расскажем, какой размер авансов вправе установить бюджетное учреждение здравоохранения при заключении госконтрактов по закупкам товаров, работ, услуг.
Размеры авансов в 2020 году.
Большое количество государственных (муниципальных) медицинских учреждений имеет статус бюджетных. Такие учреждения в своей деятельности руководствуются правилами, установленными для соответствующих получателей бюджетных средств нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Это предусмотрено, например, ч. 16.1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Так, федеральные бюджетные учреждения вправе включать в договоры условия об авансовых платежах с учетом требований, введенных постановлениями Правительства РФ № 1803[1], 1496[1] Однако эти документы следует применять с учетом поправок, внесенных в них Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 630[1], которое вступило в силу 11.05.2020.
Например, Постановление Правительства РФ № 1803 было дополнено п. 5(1) и 5(2). Из них следует, что главные распорядители федерального бюджета и подведомственные им получатели при заключении контрактов в 2020 году вправе установить авансовые платежи в размере 50% суммы договора, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них в предусмотренном порядке на указанные цели на соответствующий финансовый год. Исключение составляют случаи, если иные предельные размеры авансовых платежей для таких договоров не утверждены федеральными законами, постановлениями Правительства РФ.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ № 630 до 31.12.2020 включительно было приостановлено действие некоторых норм п. 18 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1496, которыми установлены авансовые платежи в размере, не превышающем 30% суммы договора (государственного контракта):
о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ (абз. 2 пп. «а»);
о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ на сумму, превышающую 600 млн руб., при включении в договор (государственный контракт) условия о последующем авансировании после подтверждения факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы договора (государственного контракта)) (пп. «б»).
Также приостановлено действие п. 20 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1496, на 2020 год. Теперь в течение этого года получатели средств федерального бюджета могут устанавливать авансовые платежи при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке отдельных товаров, оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 № 21-р.
С учетом перечисленных изменений и в зависимости от предмета договора (контракта) размеры авансовых платежей могут составлять от 50 до 100%. Для наглядности приведем их в таблице.
Размер авансового платежа
Контракты, в которых разрешено указывать лимитированный размер авансового платежа
Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, выполнение работ по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства госсобственности РФ, а также региональных и муниципальных объектов, финансируемых из федерального бюджета
До 50% с правом последующего авансирования до 70%
Выполнение работ по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства госсобственности РФ на сумму, превышающую 600 млн руб., при условии последующего аванс госконтракт после подтверждения факта выполненной работы в объеме произведенного авансового платежа в соответствии с порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным Минфином
Договоры (госконтракты) о выполнении НИОКР, направленные на импортозамещение технологической продукции
Договоры (госконтракты) с казначейским сопровождением авансовых платежей, за исключение договоров на проведение НИОКР
об оказании услуг связи;
о подписке на печатные издания и об их приобретении;
об обучении на курсах повышения квалификации, о прохождении профессиональной переподготовки;
об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;
о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом;
об осуществлении грузовых перевозок авиационным и железнодорожным транспортом;
о приобретении путевок на санаторно-курортное лечение;
о проведении мероприятий по тушению пожаров;
аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки);
ОСАГО владельцев транспортных средств;
страхования ответственности владельца опасного объекта;
о лечении граждан РФ за границей (если заказчик – Минздрав)
К вышеперечисленному необходимо добавить, что согласно ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ[4] установленный договором (контрактом) размер аванса по госконтракту может быть изменен (увеличен или уменьшен) по соглашению сторон, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Данная поправка действует в течение 2020 года.
Учет авансовых платежей.
По общим правилам для расчетов с контрагентами применяется счет 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» (п. 254 Инструкции № 157н[5]), который тесно связан со счетом 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам». На данном счете учитываются расчеты по предоставленным учреждением по условиям заключенных договоров (контрактов), соглашений авансовым выплатам (кроме авансов, выданных подотчетным лицам).
Операции по этому счету отражаются в журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071). Аналитический бюджетный учет авансов расчетов с поставщиками по выданным авансам ведется в разрезе дебиторов по соответствующим суммам выданных авансов в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) либо в журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071) (п. 205, 206 Инструкции № 157н).
Рассмотрим пример по отражению в учете расчетов по авансовым платежам.
Больница (бюджетное учреждение) заключила договор на поставку медицинских тонометров на сумму 30 000 руб. Поставщику (коммерческой организации) в мае в соответствии с договором была перечислена предоплата в размере 50% от суммы договора. В этом же месяце приборы были поставлены и осуществлен полный расчет с поставщиком. Закупка произведена за счет средств ОМС.
Тонометр является медицинским прибором для измерения давления. Срок его полезного использования составляет более года. Данное обстоятельство позволяет учитывать прибор в составе основных средств. В соответствии с положениями порядков № 85н[6], 209н[7] расходы учреждения на приобретение основных средств отражаются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.
Расчеты по аванс госконтракт выплатам в рамках заключенного договора на поставку медицинских приборов учитываются на счете 7 206 31 000 «Расчеты по авансам по приобретению основных средств». Данное имущество принимается к бухгалтерскому учету в составе основных средств по первоначальной (фактической) стоимости и отражается на счете 7 101 34 000 «Машины и оборудование – иное движимое имущество учреждения».
На основании Инструкции № 174н[8] рассмотренные операции будут отражены в учете следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Перечислен поставщику аванс в
размере 50%
Увеличение стоимости контракта на 10 % в соответствии с Законом № 44-ФЗ
Эксперт-юрист «Что делать Консалт»
Консультация эксперта
Согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ контракт должен быть исполнен на тех условиях, что были изначально в нём предусмотрены, за рядом исключений. К таким исключениям отнесены случаи увеличения стоимости контракта не более чем на 10 процентов. Подробнее об этом рассказала в статье наш эксперт Оксана Шафигулина.
По общему правилу, предусмотренному статьёй 34 Закона № 44-ФЗ (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), контракт должен быть исполнен на тех условиях, что были изначально в нём предусмотрены, за рядом исключений. К таким исключениям отнесены случаи увеличения стоимости контракта не более чем на 10 процентов.
Основание для увеличения цены контракта
Рассмотрим ситуацию, когда у заказчика появилась необходимость в увеличении объёма контракта, по сравнению с тем, которое предусматривалось документацией о закупке и условиями контракта. При этом возможность изменения цены контракта должна быть предусмотрена документацией о закупке, а если по предложению заказчика изменяется цена контракта, заключённого с единственным поставщиком, то такое условие должно содержаться в самом контракте.
В этом случае, в силу подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») , стороны вправе изменить условия контракта и увеличить объём и стоимость контракта не более чем на 10 процентов, пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объёму работы или услуги, исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги.
Основанием для увеличения объёма товара, объёма товара или услуги, соответственно, и цены контракта является предложение заказчика, согласованное исполнителем, которое впоследствии оформляется путём заключения сторонами дополнительного соглашения к контракту.
Вопрос
Можно ли в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ приобрести дополнительно товары, работы, услуги, не предусмотренные документацией о закупке и условиями контракта, но они технологически связаны с предметом контракта?
Ответ
Такое изменение условий контракта не допускается. В случае возникновения необходимости в дополнительном приобретении товаров, работ, услуг, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика либо осуществить её у единственного поставщика в соответствии с требованиями, установленными Законом № 44-ФЗ (письма Минфина России от 07.05.2020 № 24-03-08/36964, от 30.04.2020 № 24-03-08/35530)
Исключения из указанного правила
Тем не менее следует учесть, что существует исключение. Так, если закупка осуществлялась путём проведения запроса котировок, заказчик не вправе изменить условия заключённого контракта по любым из оснований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ ( ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») .
Данный запрет связан с тем, что при проведении запроса котировок документация о закупке не разрабатывается, размещается лишь извещение (ч. 1 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ). Следовательно, заказчик не может воспользоваться правом на увеличение объёма и цены контракта в пределах допустимых 10 процентов, даже если он предусмотрел в контракте возможность такого изменения.
Согласно разъяснениям регулятора контрактной системы в случае, если контракт заключён по формуле цены с указанием максимальной цены контракта, изменения, предусмотренные подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, не могут быть осуществлены (Письмо Минфина России от 05.03.2020 № 24-03-07/16668).
Минфин России также обращает особое внимание заказчиков на то, что возможность увеличения цены контракта без изменения количества поставляемого товара, объёма выполняемых работ, оказываемых услуг подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ не предусмотрена (Письмо Минфина России от 11.09.2020 № 24-03-08/80062).
Увеличение количества товара по контракту, заключённому на поставку нескольких видов (позиций) товара
Стоит принять во внимание, подпункт «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ прямо не указывает на то, что если контракт предусматривает поставку нескольких видов товаров, то изменение количества товаров возможно только по всем этим видам товаров. Стороны вправе увеличивать количество любых отдельных, предусмотренных контрактом, видов товаров (позиции), если при этом цена контракта не увеличивается более чем на 10 процентов ( Письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2874) .
В случае если контракт заключён на поставку нескольких позиций товара, то увеличение количества товара в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ возможно в том числе по отдельной позиции товара, при этом цена контракта не может увеличиться более чем на 10 процентов ( письма Минэкономразвития России от 21.02.2017 № ОГ-Д28-1836, от 25.10.2016 № Д28и-2759) .
Если же у заказчика возникла необходимость в увеличении количества товара, объёма работы или услуги, стоимость которых превысит допустимые 10 процентов, то он должен осуществить дополнительную закупку, способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом № 44-ФЗ.
Ответственность заказчика за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг
В заключение поговорим об ответственности. Если стороны заключили дополнительное соглашение к контракту, а такая возможность не была предусмотрена документацией о закупке и условиями контракта, если увеличена цена контракта, заключённого по формуле цены с указанием максимальной цены контракта, то должностные лица заказчика могут быть привлечены к административной ответственности.
Такая ответственность установлена частью 4 статьи 7.32 КоАП (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021)) в виде штрафа в размере двадцати тысяч рублей за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Оксана Шафигулина, ведущий эксперт-юрист ООО «Что делать Консалт»
На нашем семинаре вы узнаете о практике закупок с учетом последний изменений в контрактной системе и о новых правилах в 2022 году.
Проблема изменения твердой цены (сметы) в договоре подряда
В любом гражданском правоотношении, опосредующем товарооборот, должен соблюдаться баланс интересов контрагентов, а также добросовестно исполняться и использоваться нормы закона. Но это возможно только при непротиворечивости норм, их определенности и доступности для понимания участниками оборота. Поэтому интересной с теоретической и практической точек зрения представляется проблема изменения твердой цены (сметы) в договоре подряда.
Поскольку договор подряда является возмездным, заказчик должен внести определенную плату в пользу подрядчика, которая может выражаться в виде оговоренной цены работы, либо определяться сметой. Смета в гражданском праве – это детализированный план (расчет) предстоящих денежных расходов (затрат)[1]. Смета может быть приблизительной, то есть способной изменяться в зависимости от тех или иных обстоятельств, и твердой, то есть не подлежащей пересмотру и корректировке в будущем. Твердая смета обычно составляется при отсутствии опасений за результат работы, а также при желании заключить договор без проведения дополнительных оценочных мероприятий.
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) прямо предусматривает, что твердая цена (смета) не может увеличиваться по требованию подрядчика или уменьшаться по требованию заказчика. В том числе когда при заключении договора стороны не могли рассчитать полный объем необходимых работ и затрат на их проведение. Однако данное свойство твердой сметы может превратить договор подряда в своего рода алеаторный договор, особенно если речь идет о строительном подряде. В юридической литературе отмечается, что фактически выполненные подрядчиком работы далеко не всегда соответствуют объемам, оговоренным в смете, что отражается и на цене работы[2].
Все рискованные ситуации и невыгодные для одной из сторон обстоятельства, связанные с ценой по договору подряда, условно можно разделить на две группы.
К первой группе относятся ситуации, когда ввиду непредсказуемости выполнения отдельных видов работ могут появиться дополнительные затраты на материалы и оборудование, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора. Если затраты действительно возникли и были объективно необходимы для надлежащего выполнения работы, то справедливым представляется тот факт, что подрядчик вправе требовать увеличения твердой цены. При этом заказчик, удовлетворяя требования исполнителя, будет действовать добросовестно.
Во вторую группу входят казусы, в которых «несговорчивость» твердой сметы нарушает интересы заказчика. Например, если подрядчик выполнил работу с минимальными затратами, достиг положительного результата работ и требует полной оплаты по твердой смете. В данном случае можно говорить об экономии подрядчика. Действующий закон
гарантирует соблюдение его интересов, но выгода заказчика, таким образом, уменьшается.
Что касается проблем, связанных с дополнительными непредвиденными издержками, то ГК РФ и иные нормативно-правовые акты, регулирующие подрядные правоотношения, устанавливают единственное условие, при котором подрядчик вправе требовать увеличения твердой цены (сметы). Это возможно при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора.
Однако формулировка «существенное возрастание стоимости» является оценочной, а законы и подзаконные акты не содержат разъяснений на этот счет. Получается, что судам в каждом конкретном случае придется устанавливать существенность возрастания стоимости, не имея каких-либо ориентиров[3]. Причем решения в пользу подрядчика довольно редкое явление: суд соглашается с доводами об увеличении твердой цены работы в исключительных случаях, например, когда сезонные изменения привели к невозможности в принципе выполнять работу, а материалы существенно подорожали[4].
В качестве вспомогательного средства можно рассматривать норму п. 3 ст. 744 ГК РФ, согласно которой подрядчик вправе требовать пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на десять процентов. Но данное положение касается только строительного подряда, что на наш взгляд, может ограничить права и законные интересы иных подрядчиков.
Решать данную проблему подрядчику следует по правилам изменения или расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 450 и 451 ГК РФ). При этом подрядчик не может в одностороннем порядке изменить твердую смету; не может он и подать иск о взыскании с заказчика суммы дополнительных расходов[5]. Необходимо подавать иск об изменении договора в связи с существенным изменением обстоятельств, либо о его расторжении и о полной оплате работы с учетом дополнительных расходов[6]. Но, как уже было отмечено, подрядчику придется доказать существенность изменения обстоятельств и возрастания цены, невозможность предвидеть эти преобразования при заключении договора.
В рассматриваемой ситуации ответственность заказчика по правовой природе будет являться классической договорной ответственностью, в отличие от ответственности при экономии подрядчика, о чем будет сказано далее.
Таким образом, интересы подрядчика при определенных обстоятельствах могут быть защищены, а твердая смета способна пересматриваться в сторону увеличения.
Много практических сложностей возникает и при решении вопроса об обоснованности экономии подрядчика. Как известно, цена работы подрядчика включает в себя вознаграждение и компенсацию его расходов на выполнение работы. К примеру, стороны договорились, что при твердой смете в 1000 руб. вознаграждение составляет 600 руб., а компенсация расходов на материалы составляет 400 руб. Подрядчик находит более дешевые материалы и приобретает их за 50 руб., иных расходов он не несет. В результате фактическая цена работы составляет 650 руб. Но подрядчик ссылается на ст. 710 ГК РФ (экономия подрядчика) и утверждает, что выполнение работы дешевыми материалами не повлияло на качество результата, а поскольку стороны составили именно твердую смету, то платить подрядчику необходимо всю сумму в 1000 руб. Заказчик, конечно, хочет сберечь деньги и обращается в суд.
С точки зрения теории, статья об экономии подрядчика находится в теснейшей системной и функциональной взаимосвязи со статьей о цене работы: если согласно ст. 709 ГК РФ сторонами установлена твердая смета, то подрядчик, сэкономив на материалах, в любом случае должен получить полную оплату. Однако в этой же статье есть оговорка, что полная оплата возможна, если экономия не повлияла на качество работы. Таким образом, законодатель не конкретизирует, может ли изменяться твердая смета при экономии подрядчика, поэтому необходимо исследовать, как данный вопрос решается на практике.
Другие же суды придерживаются мнения, что, напротив, оплате по договору подряда подлежит стоимость фактически выполненных объемов работ, вне зависимости от того, твердая или приблизительная цена предусмотрена договором подряда[10]. Также, если подрядчик не согласует внесение изменений в государственный или муниципальный контракт, но при этом использует более дешевые материалы, то это не будет считаться экономией подрядчика[11]. Заказчики могут заплатить подрядчикам только за фактически выполненную работу, то есть, твердая смета перестает быть таковой.
Серьезный толчок для решения проблемы был дан Высшим Арбитражным Судом РФ (далее – ВАС РФ) в 2014 г принятием двух постановлений. В первом постановлении Президиум ВАС РФ отменил решения нижестоящих инстанций, указав на то, что плата по договору оказания услуг (выполнения работ) осуществляется за фактически оказанные услуги, а также то, что исполнителем был оказан объем услуг меньший, чем предусмотрено договором (что не отрицалось самим истцом-исполнителем в ходе судебного разбирательства). Президиум пришел к выводу, что требование о взыскании платы за неоказанные услуги удовлетворению не подлежало как необоснованное и недобросовестное. По данному договору была составлена именно твердая смета, уменьшение которой, по мнению ВАС РФ, возможно. В противном случае, нарушался бы принцип компенсационности (возмездности) договорного права: лицо бы получало больше благ, чем ему причитается за его действия. Заказчик-ответчик не стал платить полную твердую цену по договору[12].
Во втором постановлении ВАС РФ также поддержал сторону заказчика, который настаивал на том, что исполнитель выполнил работу в объеме, несоразмерном твердой цене за эту работу. Поэтому разница между объемом работ и выплатой суммы должна быть признана неосновательным обогащением, должно произойти уменьшение твердой цены в пользу заказчика[13].
ВС РФ в порядке кассации определил, что экономия подрядчика может иметь место, если фактический объем работ соответствует объему работ по смете, но применяются методики и технологии, отличные от согласованных с заказчиком. Также нельзя использовать более дешевые материалы, меньшее количество материалов. И, наконец, суды не должны решать вопрос о наличии или отсутствии экономии подрядчика, пока не будет выяснено, выполнены ли работы с соблюдением надлежащего качества[14].
Таким образом, ВС РФ не дал однозначного ответа на вопрос о признании экономии подрядчика. Но в целом, появился императивный индикатор недобросовестности подрядчика, согласующийся с ГК: если работа с другими материалами, более выгодной методикой и тд. приводит к некачественному результату, то говорить об экономии не приходится. И этим в первую очередь должны руководствоваться суды.
Позицию ВС РФ довольно быстро подхватили нижестоящие суды, поэтому на сегодняшний день практика двигается в одном направлении: твердая смета может быть изменена, если есть сомнения в экономии подрядчика. В первую очередь суды выясняют, как действия подрядчиков повлияли на качество работы и ее результата[15].
По своей правовой природе, сумма, переданная заказчиком подрядчику в уплату экономии подрядчика, если эта экономия оспаривается, является неосновательным обогащением[16]. Поэтому заказчику следует подавать кондикционный иск.
Подводя итоги стоит сказать, что нормы о твердой смете в действующем ГК РФ являются примером недостаточного освещения наиболее важных аспектов того или иного явления. Этим нормам недостает казуальности, которая могла бы устранить множественность понимания и толкования.
Мы приходим к выводу, что твердая смета по своей сути не всегда является твердой, и на это влияет два основных фактора: существенные и непредвиденные расходы подрядчика и экономия подрядчика. Из судебной практики удалось выделить условия, при которых в обоих случаях может быть изменена твердая смета. Однако нужно признать, что разъяснения высших судов не дают однозначных ответов на возникшие в гражданском обороте вопросы. Целесообразно дополнить существующие статьи ГК РФ и, если это необходимо, иных нормативно-правовых актов, новыми положениями, которые бы перечисляли наиболее важные условия изменения твердой сметы, гарантии контрагентов. Это крайне важно, поскольку на сегодняшний день практика складывается так, что больше прав и гарантий оказывается у заказчика, а подрядчик всегда должен представлять сверхубедительные доказательства своей добросовестности.
В целом, возможность изменения твердой сметы не умаляет ее значения для подрядных отношений. Ее нельзя смешивать с приблизительной сметой, поскольку твердая смета, даже в случае ее корректировки, является более точной и обнадеживающей, подкрепляет заинтересованность контрагентов в заключении и исполнении договора, более четко определяет объем работ и необходимых материалов и тд. Поэтому твердая смета в любом случае будет занимать свое место в договоре подряда, особенно в сфере строительства.
Также исследователи отмечают, что сама возможность изменения твердой сметы в связи с существенным изменением обстоятельств – это проявление доктрины римского права clausula rebus sic stantibus и принципа добросовестности гражданского права[17]. Стороны договора подряда, устанавливая твердую смету, всегда должны иметь в виду изменчивость рыночной конъюнктуры, особенно в эпоху частых кризисов и экономических колебаний. Поэтому данный инструмент, учтенный законодателем, действительно позволяет участникам подрядных отношений сохранять равновесие прав и обязанностей и действовать добросовестно.
Действительно, если стороны заключают долгосрочный договор, цена исполнения которого может существенно изменяться в ближайшем будущем, но не предусматривают порядка разрешения данного вопроса, то у суда будет больше мотивов вмешаться в условия договора. Чем более нестабильной представляется экономическая ситуация, тем большую осмотрительность должны проявить стороны при определении цены. В данном случае будут учитываться экономическая обстановка в целом за предшествующие годы, ситуация в конкретной сфере и тд[18].
Особенно данная проблема актуальна сейчас, в условиях пандемии и сопутствующего мирового экономического кризиса. Исследователи, уже столкнувшиеся с негативным опытом приостановления строительных работ, колоссального возрастания стоимости материалов и оборудования, констатируют, что суды по-прежнему не спешат применять положения ст. 451 и 744 ГК РФ для выравнивания интересов заказчика и подрядчика [19].
Наконец, в юридической литературе признается, что нормы о существенном изменении обстоятельств, предусмотренные ст. 451 ГК РФ, целенаправленно «интегрированы» в положения об отдельных видах договоров (ст. 709, 959)[20]. На наш взгляд, этот факт еще раз подтверждает, что существенное изменение обстоятельств характерно для договора подряда, поэтому стоит при необходимости более активно и смело применять данный институт.
Уважаемые коллеги, рад буду услышать ваши мнения относительно данной проблемы! Достаточно ли существующего законодательства и судебной практики для урегулирования споров, связанных с изменением твердой сметы? Либо все же необходимо дополнить Гл. 37 ГК, разработать подзаконное регулирование?
[1] Борисов А.Б. Большой юридический словарь. М. :Книжный мир, 2012. 848 с;
[2] Адрианов Н. Экономия подрядчика. Верховный суд меняет практику по твердой цене? Zakon.ru URL: https://zakon.ru/blog/2018/12/16/ekonomiya_podryadchika_verhovnyj_sud_menyaet_praktiku_po_tverdoj_cene
[3] Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 2. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Статут, 2018. С. 289;
[4] Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2019 N 09АП-37643/2019 по делу N А40-305776/2018;
[5] Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.08.2016 по делу N А56-86331/2014;
[6] Семенихин В.В. Строительство. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. 1458 с.
[7] Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.04.2011 по делу № А11-9180/2012; Постановление ФАС Поволжского округа от 17.04.2012 по делу № А06-4902/2011;
[8] Гурин О., Полянский А. Тверда ли твердая цена контракта (Гурин О., Полянский А.) («Прогосзаказ.рф», 2020, N 4);
[9] Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.03.2018 по делу N А15-1481/2017; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.12.2019 N Ф02-6105/2019 по делу N А19-2362/2019;
[10] Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.01.2012 по делу № А33-3451/201;
[11] Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.06.2020 N Ф09-56/20 по делу N А60-21810/2019;
[12] Постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2014 № 19371/13
[13] Постановление Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 № 19891/13
[14] Определение ВС РФ от 13.12.2018 N 301-ЭС18-13414 по делу N А79-9529/2016;
[15] «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019);
[16] Погосян Н.А. Регрессные требования обязательства, возникающие из неосновательного приобретения или сбережения имущества // Советская юстиция. 1975. N 14. С. 17.
[17] Нам К.В. Принцип добросовестности: развитие, система, проблемы теории и практики. Москва: Статут, 2019. 278 с.
[18] Договорное и обязательственное право (общая часть): постатейный комментарий к статьям 307–453 Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронное издание. Редакция 1.0] / Отв. ред. А.Г. Карапетов. – М.: М-Логос, 2017. С. 1096.